mquilts.ru
ГлавнаяНовостиСтатьиГалереяДрузьяГостевая книгаОбо мнеМой блог
Новости » Журнал «Чудесные мгновения»

Журнал «Чудесные мгновения»

В этом номере:

Поскольку, статья Алены Агашиной из г. Москвы об итогах конкурсов произвела на меня неизгладимое впечатление, я, решила опубликовать ее целиком (статья печатается без сокращений, с разрешения редакции журнала «Чудесные мгновения»).

Квилт в свободном полете

Если существуют параллельные миры попритягательнее реального, то мир квилтинга, несомненно из их числа!
В который раз это доказали горячие приверженцы лоскутного шитья – талантливые, искусные, неистощимые на выдумку участнику традиционного конкурса, из года в год проводимого нашим журналом. Недавно подведены итоги и названы победители творческого состязания -2008, с огромным успехом в Москве прошла большая выставка конкурсных работ.
Самое время остановиться, оглянуться – и вспомнить этот яркий праздник и всех, к нему причастных, добрым словом.

Лоскутный прогресс не остановить

Но, для начала, оглянемся на 6 лет назад, когда журнал «Чудесные мгновения» (серия «Лоскутное шитье») инициировал и впервые провел среди любителей квилтинга творческий конкурс. Зачем?.. Праздный вопрос! Чтобы рукодельницы могли коллег посмотреть, себя показать, умениями, идеями, секретами своего искусства обменяться и бесконечно совершенствоваться. Чтобы как можно больше наших сограждан, жителей зарубежья – ближнего и дальнего – красоте, создаваемой мастерицами, подивились и порадовались, а, может быть, зхотели к ним присоедениться. Ярко, афористично, как и положено творческой личности, сформулировала «цели и задачи» одна из потоянных участниц Татьяна Ишкарева: «Конкурс «Чудесных мгновений» – двигатель лоскутного прогресса в России!».
Лучше не скажешь.

Демократизм условий (независимо от пола и возраста, образования и места жительства участником может быть любой, всерьез занимающийся квилтингом) обеспечил конкурсу год от года растущую популярность, неуклонное расширение «географии». Сегодня его по праву можно назваь международным, ведь, помимо России, он представлен Беларусью, Украиной, Литвой. И – массовым: города нашей страны, исправно «поставляющие» конурсантов, трудно перечислить, среди постоянных участников – Москва, Ярославль, Санкт – Петербург, Кострома, Иваново, Владимир, Суздаль и Ковров (Владимирской обл.), Великий Новгород, Ростов – на – Дону, Екатеринбург, Пенза, Мурманск, Киров, Чкаловск (Нижегородской обл.), Белгород, Старый Оскол, Уфа, Хадыженск (Краснодарского края)…

Радующая как организаторов, так и участников конкурса, тенденция: с каждым годом в него вливается все больше «запавших на лоскуток» детей, подростков. И, представьте, юное поколение квилтеров, составляет взрослым достойную творческую конкуренцию, буквально «наступая им на пятки». Молодцы, ребят, да и только!

Нельзя не замолвить благодарное слово о спонсорах, многочисленных и щедрых, поддержавших конкурс с первых же шагов, ежегодно предоставляющих роскошные ризы для победителей. Это генеральный спонсор – компания «VSM Group AB», компании «Gutermann», «Madeira», «РТО Лтд.», «Гела», «Brother», «Bernina», «Prym», «Группа Компаний КНИТ», благодаря которым авторы конкурсных работ, признаваемых лучшими, становятся счастливыми обладателями современных швейных машин, наборов для квилтинга, разнообразных предметов для рукоделия, посетителями и участниками престижных международных форумов декоративно-прикладного творчества.

Только что отшумевший конкурс, которому посвящен наш дальнейший рассказ, успешно продолжил все, сложившиеся в прошлом, добрые традиции, поддержал и развил обнадеживающие тренды. Ну, а то, что предстал в двух эпостасях (так сложилось в последние годы), ощутимо расширило возможности авторского самовыражения и явилось лишним свидетельством «лоскутного прогресса»: рукодельницы участвовали в VI Международном конкурсе-выставке квилта «Бабочки и птицы в свободном полете» и конкурсе мини-квилта «Времена года», проводимшеся в третий раз. Многие – одновременно и в том, и в другом!

Грезы туманные, сны легкокрылые…

Оригинальность замысла, соответствие теме, мастерство исполнения, художественный вкус – вот основные критерии, по которым жюри (искусствоведы, дизайнеры, художники – прикладники) отбирало, а потом и оценивало конкурсные работы. К тому же, ранее они не должны были выставляться, публиковаться – это то же учитывалось.

Квилты, предоставленные на конкурс «Бабочки и птицы в свободном полете», проходивший в двух номинциях, обязаны были соответствовать еще и требованиям каждй из них. Так, номинация «Традиционный квилт» прдполагала неприменную трехслойность изделия и стежку на основе ткани, тогда как номинация «Текстильное искусство» (Art textile) давала карт бланш на использование любых техник и материалов. Твори – не хочу!

42 конкурсные работы, отобранные жюри в первой номинации (в том числе и коллективные), и 32 – во второй, показали: их авторы не просто творили – они ЛЕТАЛИ, не уступая в этом своим персонажам. Сколько же радостей, размышлений, откровений принес самим рукодельницам, а потом и благодарнм зрителям, неукротимый творческий полет…

Благодатная в своей многозначности тема навеяла элегический «Мой удивительный сон» Нине Назаровой (Санкт-Петербург) и привела к полному драматизма «Преодолению» Анну Чуфаровскую (Ярославль). Наполнила былинными, народными мотивами «Лето красное» Ольги Суткевич (Уфа) и буйством экзотики – «Тропический рай» Надежды Федотовской (Иваново). Обожгла «Дыханием любви» Татьяну Ишкареву (Мурманск) – и всколыхнула «Обыкновенную историю» в памяти Юлии Воронцовой (Ростов-на-Дону), ту, знакомую, наверное каждому, грустную историю, когда любовь оборачивается горькими воспоминаниями…

Немало интересных решений подсказали мастерицам любимые песни и стихи. Так родились дышащие, то легкой грустью, то радостью, неизменно светлые, лиричные панно «Как нелегко нести туман на тонких крыльях» Анны Акимовой (Киров), «Куда бежишь, тропинка милая» Елены Кузнецовой (Ростов-на-Дону), «Позови меня с собой» Любови Лежаниной (Пермь), «На ромашке я себе погадаю» Светланы Шохиной (Иваново), «Как прекрасен этот мир, посмотри» (коллективная работа творческой группы из Иваново). Нужно ли говорить, что в лучших работах образы пичуг, бабочек, стрекоз, трав, облаков, солнца вырастали до символов – Радости и Печали, Верности и Измены, Любви и разлуки, Жизни и …

Впрочем, нет. Антиподу жизни – ни визуально, ни символически – не нашлось места ни в одной лоскутной работе. Другое дело – Полет, так или иначе присутствовавший в каждй из них. Точнее, Дух полета, словесное определение которого Вера Реброва (Старый Оскол), вплела в ткань одноименного панно «Сила, дающая движение ветру и воздуху. Все крылатые существа – птицы, бабочки, стрекозы и феи – все танцует вокруг нее в своем полете…»

Добавим: и творческие личности, несомненно, способствующие прогрессу. Как лоскутному, так и, в качестве жрецов Красоты, – общечеловеческому.

Мал, да хорош – глаз не оторвешь!

В отличие от конкурса «большого» квилта, по условиям которого каждый участник представлял лишь одну работу, конкурсный мини-квилтинг, при желании автора, мог быть заявлен – четырьмя. Правда маленькими: 22 на 27 сантиметров. Зато – на неисчерпаемую, счастливо кртаную четырем тему «Времена года». Само словосочетание «мини-квилт» – как звонко падающая капля, уносимая ветром снежинка, или осенний листок. Как лягушкин «квак!», пугливый заячий след, легкий птичий высвист… Не удивительно, что 57 конкурсантов, чьи работы вступили в очередное творческое состязание, дружно пустились на все лады развивать «природные» мотивы, взяв в помощники тематически обословленную серийность. Но каким же непохожим, зачастую, неожиданным получился результат!

К традиционному, для передачи естественных ритмов природы, жанру пейзажа, не сговариваясь, обратились Татьяна Романчикова (Москва) и Алевтина Шевалдина (Кострома). Но, первая создала «иконостас» из прозрачных миниатюр, изысканной лоскутной графики на тему «Пушкинский заповедник «Михайловское», а вторая – сочную, импрессионистски избыточную по цвету серию, уводящую зрителя в знакомую «страну березового ситца». Сказка, песня, радость – то и другое!

«Дождливым», исполненным мечтательности и грусти, триптихом заявила о себе Ольга Милованова (Ковров), и, словно в унисон «вырастила» свое трехчастное же задумчивое «Дерево» Окана Винниченко (Суздаль).

Оригинально, и очень изящно, решила тему Мария Кокина (Ростов-на-Дону), четыре мини-квилта которой открыли нам окно в зимний, весенний, летний и осенний Париж. В прямом смысле! Ведь именно окна – «говорящие» герои очаровательной лоскутной серии «Воспоминания о Франции. Времена года».

Единственный конкурсант-мужчина, Анатолий Белик (Киров), призвал на помощь образы … котов! Неожиданно? Пожалуй. Но, вполне оправданно: уж кто-кто, а усатые-полосатые смену зим и лет отслеживают и блюдут – будьте любезны. Да и юмор, если он ограничен, а, в данному случае, это так, – вещь и в жизни, и в творчестве выигрышная. Веселые и добрые получились у кировчанина «Времена…» – просто глаз и душа, от наших неласковых времен подуставшие, радуются!

Герой лоскутной мини-серии Ольги Овсянниковой (Ярославль) еще более нелбычен. Это – пень. Тот самый, который березкой снова стать мечтает. И мастерица дает ему возможность многократного чудесного преображения, сущность которого отражена в названии работы: «Жизнь продолжается!».

Жизнь продолжается! Подтверждением тому – и участие в обоих конкурсах детских работ (юным рукодльницам от 7 до 15 лет), и год от гда совершенствующаяся техника воплощения творческх замыслов, у всех, без исключения, конкурсантов – отточенная, филигранная…

Ох, и нелегко пришлось членам жюри – выбирать ЛУЧШИХ из ЛУЧШИХ.
А кому сегодня легко?
Справились.

Картинки с выставки

Подробный рассказ о том, как именно справилось жюри со своей непростой задачей, вы найдете в этом же номере журнала, имена победителей обоих конкурсов и занятые ими места, призы и названия фирм и компаний уважаемых спонсоров (лишний раз скажем им огромное спасибо!), все прозвучит, никто и ничто не останется в тени.

Нам же приходится только сожалеть, что журнальная лощадь не позволила уомянуть (с восторгом и упоением, честное слово!) все имена и работы конкурсантов, несомненно, этого достойные. Одно утешение: и с авторами, и с их произведениями у москвичей была возможность встретится с 10 по 20 сентября 2008 года в Государственном выставочном зале «На Каширке». Третий год подряд журнал «Чудесные Мгновения» развернул здесь грандиозную выставку конкурсных работ.

Помимо зрительского наслаждения (каждую работу хотелось рассматривать подолгу, в чем себе народ не отказывал), этот Праздник Квилтинга многое дал и самим героям торжества. Это и, как воздух, необходимое творцам общение с единомышленниками. И мастер-классы, где квилтеры делились друг с другом, и со всеми желающими секретами мастерства. И презенации самых современных швейных машин для пэчворка и квилтинга, торговля американскими тканями, высококачественными предметами для рукоделия.

Сама торжественная церемония закрытия с чествованием победителей конкурсов, вручением им призов, словами восхищения авторам их творчеством – светом и теплом осталась в памяти участников. Каждый из конкрсантов был оценен по достоинству, отмечен почетным Дипломом. И, наверняка, каждому уже не терпелось окунуться в новую работу, вступить в новый творческий поединок…

Но, не будем гадать, какие мысли и чувства владели мастерами квилта, когда упал конкурсный занавес, и пришло время осмыслить праздник – 2008, ставший историей.

Предоставим слово его участникам.

Ирина Ткачева (Ярославль)
- Очередной раз журнал «Чудесные мгновения» устроил для нас праздник, собрав мастеров со всей России на выставку по итогам конкурса «Бабочки и птицы в свободном полете».

Более 80 работ размещались в трех залах. Казалось, чувствовался аромат цветов над которыми порхали пестрые бабочки и ветерок от размаха крыльев птиц от колибри до огромных филинов.

С каждым годом мастера удивляют нас разнообразием своих техник. Хотелось подолгу рассматривать работу Ольги Миловановой «Мечты одной два трепетных крыла, выполненную в характерной только для нее технике драпировки, многослойности ткани. Многие использовали валяние и фильцевание, поверх которых шла сложная стежка, как у Галины Красниковой в «Мотыльках». Приятно удивила Нина Назарова из Санкт-Петербурга, неожиданно для себя и для нас обратившаяся к технике аппликация, с помощью которой выразила дух свободы своего родного города.

Как всегда, удивили мастера из Ростова-на-Дону. Запомнились панно «На Юг» Марии Кокиной в технике аппликации из авторских тканей, женственная, трогательная работа Юлии Воронцовой «Обыкновенная история» – бабочка с опаленными крыльями на тетрадном листе со строчками от руки:

«Я, словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь, в волшебную страну,
Где назовут меня любимой…»

Захотелось заглянуть в томик Ахматовой… Но уже дома, зайдя в Интернет, я обнаружила, что это романс на стихи Эльдара Рязанова к фильму «Жестокий романс». Вот так Юлино способствовало моему самообразованию. Не зря она получила первое место в номинации «Традиционные квилты»!

Никого не оставили равнодушными миниатюрные шедевры на тему «Времена года». Каким нужно обладать мастерством, чтобы выразить свою идею на пространстве 22 на 27 см, в таких изысканных техниках, как вышивка, «пицца», аппликация, валяние, драпировка.

Было много, как никогда, творчества детских коллективов. Восхищали работы 10-11 летних детишек. По-моему, у нас растет достойное пополнение.

Приятным сюрпризом стала персональная выставка художницы из Санкт-Петербурга Изабеллы Байковой – мы смогли вблизи рассматривать ее панно, состоящие из мини-сюжетов, пообщалсь с автором.

Всем участникам конкурса вручили Дипломы и каталоги работ, или календари с мини-панно на память. И, конечно, победителям достались крупные подарки от спонсоров швейные машины, аксессуары для шитья. Было очень приятно.

Злата Рацкевич (Тверь)
- Не первый год слежу за конкурсами журнала ЧМ, но, в основном по публикациям.А в этом году удалось попасть на выставку и увидеть лоскутную феерию живьем. Восхитительно, сказочно, удивительно, прекрасно! Возможно, все дело в теме – птицы, бабочки, стрекозы, что может быть прекрасней? А, может, это впечатление от великолепных работ – индивидуальных, необычных по исполнению и материалам? От общения с другими мастерами?…

Два часа, проведенные среди этого лоскутного богатства, и много, и мало. Масса впечатлений, идей, которые еще долго предстоит осмысливать. И недостаточно – для общения, обсуждения.

Понравилось, что во многих конкурсных работах использованы оригинальные приемы, непривычные материалы. Но жаль, что нет ручной стежки, что многомудрые машины вытесняют её из жизни лоскутниц. Очень порадовали и, удивили работы детей. Многие из них достойные конкуренты именитым мастерам.

C нетерпением жду очередного конкурса – поскорее бы увидеть великолепные работы наших мастериц! Возможно, и сама приму участие…

Елена Фоломьева (Санкт-Петербург)
- Я впервые присутствовала на торжестве. Кажется, была готова к тому, что работ будет много, и каждая уникальна. Но то, что я увидела, превзошло все мои ожидания. Я пожалела, что пришла всего за час до начала награждения: у каждой работы хотелось постоять, рассматривая стежки и композицию, пытаясь почувствовать настроение мастера, угадать, как именно он добился такого эффекта. А мини-квилты на тему «Времена года»! Они висели на двух стенах в несколько рядов, и каждый из них был самодостаточным маленьким шедевром. Кто-то из мастеров «играл» цветом, кто-то – фактурой, кто-то обыгрывал ассоциации, а кто-то рисовал пейзажи и целые сюжетные миниатюры.

Слова не передадут полного впечатления о конкурсных работах: мастерам дарили каталоги, и сравнение фотографий с оригиналами было тому лишним подтверждением. Это надо видеть! И, конечно, не описать ту атмосферу вдохновения и самого настоящего полета души, царившую в стенах выставочного зала.

Очень хорошо, что были готовы каталоги и диски с «большими» квилтами. Но было бы здорово, если бы по мини-квилтам были материалы: лоскутная миниатюра уникальна и заслуживает внимания.

Единственный, на мой взгляд, минус, когда приглашали призера для вручения подарка, все бросались искать в каталоге его работу: какая она, где висит?… Поскольку участников много, запомнить все и всех невозможно. Думаю, было бы отлично, если бы во время награждения победителей на экране появлялись их работы. Чтобы зрители могли оценить решение жюри и сказать: «Да, тут есть, за что похвалить!»

Ирина Муханова (Москва)
- Прошедший конкурс показал значительный рост мастерства уже известных лоскутниц и выявил новые силы. Приятно, что сильные работы представляют мастера из провинции в лучшем смысле этого слова.

Вызывает восхищение свобода в выборе современных техник для выражения творческих фантазий. Арт-лоскут, как направление современного лоскутного шитья, завоевал признание и российских мастеров, и это не отход от традиций это их творческое развитие в современных условиях. Немного смущает мода на фильцевание из ровницы. На мой взгляд, возможности использования лоскутков ткани и в этой технике недооцениваются. Пример – прекрасная работа Марины Мамоновой, где органично сочетаются войлочное полотно и лоскутки.

Как всегда, порадовала Ольга Милованова. Ее работы и в большом конкурсе, и в мини-квилте, на мой взгляд, одни из лучших. Отмечу и ее педагогический успех: ученки не копируют ее авторский стиль, но прекрасно и по-своему работают с фактурой ткани и цветовой гармонией.

А теперь о грустном. Многие работы на выставке отличает слишком лобовой подход к предложенной теме. Зачастую это связано с упрощенностью технологии шитья, недостаточно грамотными композиционными решениями: есть вырезанные из ткани готовые бабочки, равномерно нашитые на работу, но нет свободного полета. Понятно желание организаторов наиболее полно представить работы мастеров из различных регионов, но отбор, думается, мог бы быть и жестче. Снова возникает проблема первоначального отбора конкурсных панно по фотографиям, что по моему мнению, не позволяет отбраковать достаточно слабые в технологическом плане работы.

Общее впечатление от выставки прекрасное. Широта творческой палитры мастеров, их внимание к поиску художественного решения, разнообразие используемых материалов, – все это свидетельствует о профессиональном росте российских лоскутниц и их достойном участии в мировом лоскутном движении.

Ирина Фомина (Харьков)
- Участвую в финале во второй раз, но на выставке побывала впервые. Как «зарубежного» участника, меня поразило многое. Прежде всего, хороший выставочный зал, расположенный в практически спальном районе Москвы, прекрасное освещение, грамотная развеска работ. Это очень не просто при таком масштабе выставки!

Второе и главное впечатление – разнообразие и большое количество работ очень высокого уровня. Чтобы освоиться в этом лоскутном изобилии, начать детально разбираться в нюансах техник, обсудить свежие впечатления с коллегами, одного дня было мало. Завидую москвичам, которые имели возможность смаковать этот праздник души.

Не в качестве критики, но – замечаний и предложений.
Было заметно, что большинство участников знакомы между собой. Мы, новички, иностранцы, просто гости, в акой-то мере испытывали «одиночество в толпе». А ведь такая встреча могла бы стать средством объединения квилтеров, дать возможность каждому познакомиться лично с интересными для него людьми. В толпе, пусть даже очень дружелюбной и праздничной, невозможно найти человека, о котором не знаешь ничего, кроме фамилии, да и то – заочно. Бейджики для всех участников, сделали бы общение более продуктивным. А, если бы еще бросить клич, чтобы каждый имел при себе небольшое портфолио, было бы просто здорово.

В Украине квилтинг начал развиваться сравнительно недавно – не скоро мы сможем собрать такую впечатляющую выставку. Сотрудничество с российским квилт-движением во всех его проявлениях – хорошая и обнадеживающая поддержка для нас. Надеюсь, что общность наших интересов окажется сильнее границ, разделивших наши страны.

Юлия Воронцова (Ростов-на-Дону)
- Для меня конкурс – всегда долгожданный праздник. Не устаю удивляться тому, как по-разному, порой, очень неожиданно, мастерицы раскрывают предложенную тему.

И на этот раз были удивительные работы! Это и полное глубокого смысла панно «Преодоление» А. Чуфаровской, и излучающее свет и добрую энергетику работы Т. Романчиковой (панно «Летом на даче» и мини-квилты), и такое «русское» «Лето красное» О. Суткевич, и работа С. Шохиной с очень милым и трогательным названием «На ромашке я себе погадаю… »

Невозможно перечислить все, что запало в душу. Милые рукодельницы, спасибо за ваше творчество, за огромную радость, за красоту, созданную вами!

Ну вот и все!
Приятного вам шитья!

«« « ^ » »»


Добавить комментарий
Рубан Татьяна Владимировна
2011-01-19 19:50:08

Здравствуйте, Алёна Агашина!Если Вы дочь Маргариты Константиновны Агашиной, откликнитесь. Мою маму звали Акзалия Флавиановна Агашина, и она двоюродная сестра Вашей мамы. Она тоже родилась в деревне Бор Ярославской губернии. Я очень хочу съездить на родину моей мамы и познакомится с Вами, моей троюродной сестрой. Я живу в Ставрополе, работаю учителем русского языка, литературы и МХК. Если Вас взволновало моё письмо, откликнетесь по адресу: [email protected].

Добавить комментарий